Just a Dictation
Незаслуженно потерянная во всём разнообразии диктантов традиционная форма диктанта снова набирает сегодня в России популярность, в том числе благодаря замечательному проекту “Тотальный диктант”, который диктуют и на английском языке. Этот формат диктанта знаком каждому ещё со школы. При этом подобным форматом очень приятно делиться с зарубежными коллегами-преподавателями английского языка: они его не знают и всегда рады попробовать эту технологию у себя на занятиях. Напомню основные правила традиционного диктанта.
Учитель выразительно читает весь текст диктанта. Ученики слушают, не записывают.
Затем учитель читает каждое предложение несколько раз: первый раз полностью, второй раз каждое предложение разбивается на фрагменты по пять-семь слов, третий раз — снова полностью.
В конце учитель ещё раз читает весь текст целиком. Ученики слушают и проверяют.
From-the-Listening Dictation
Предварительно учитель выбирает из аудирования текст, фрагмент которого целесообразно использовать для диктанта. Технология диктанта полностью повторяет описанную выше лишь с той разницей, что учитель не читает текст сам, а включает аудиозапись текста.
Dictating Questions for Further Discussion
В качестве текста для диктанта можно использовать вопросы, на основе которых позже будет строиться устная дискуссия. Сначала ученики записывают под диктовку все вопросы (в которых обычно присутствуют значимые для урока лексические конструкции), затем эти вопросы проверяются с учителем, после чего ученики в маленьких группах начинают устное обсуждение обозначенных в вопросах проблем.
Word Sets
Эта техника диктанта может использоваться с учениками от уровня хорошего Elementary (A2) до Proficiency + (C2+).
Перед началом урока с применением этого типа диктанта хорошо бы убедиться, что вы можете бегло прочитать выбранный текст Я редко читаю текст ученикам без предварительной репетиции. Лучше даже порепетировать пару раз с интервалом в день: в этом случае небольшие части текста запоминаются, и вы сможете, не прерывая чтение, поддерживать зрительный контакт с учениками.
Диктант подойдёт для повторения словосочетаний (коллокаций) по определённой теме. Скажите ученикам, что во время чтения текста они должны выписать все словосочетания, например, по теме «Город». Затем начинайте чтение текста. Например, вы решили прочитать своим ученикам в группе В2 текст из учебника Outcomes Upper Intermediate Second Edition.
Venice was absolutely amazing. You would’ve loved it! I stayed with Nina, who I’m sure you remember from uni. It was really kind of her to put me up — and it meant I didn’t have to struggle to find a hotel, which would’ve been almost impossible! The city was completely packed with tourists for the whole ten days, and prices really shoot up!
Ученики не записывают весь текст, а только коллокации по теме “Посещение нового города”: absolutely amazing; I stayed with; It was really kind of her to put me up; didn’t have to struggle to find a hotel; completely packed with tourists; prices really shoot up. Обратите внимание, что я сторонник работы с довольно большими “кусками” языка, которые прошу моих учеников запоминать как единое выражение. Говорят, помогает Обратите также внимание на то, что сочетания, которые ученики (в идеале) выписали, должны быть представлены НЕ в исходной форме, а в той грамматической форме, в окружении которой они чаще всего встречаются в ситуациях реального общения на английском языке.
После второго прочтения я обычно прошу учеников распределиться по парам и сравнить свои записи с записями партнера, а затем мы составляем список на доске, дополнительно работая с MFP (meaning, form, pron) и расширяя языковой запас учеников за счёт синонимичных и антонимичных фраз.
Picking Your Words
Расскажите ученикам историю. Не читайте её. Это, разумеется, не должен быть заученный текст: просто выберите историю, которую вам нравится рассказывать. Обычно такой формат рассказа привлекает внимание учеников и запоминается им.
После того, как закончите рассказывать, скажите ученикам, что сейчас вы повторите историю, а ученики должны записать слова и, ещё лучше, словосочетания, которые им кажутся важными в вашей истории.
Затем они сравнивают списки слов и словосочетаний в группах. После проверьте правильность написания словосочетаний вместе с классом.
Cheating Dictation
Этот тип учебного диктанта на английском языке подойдёт для любого уровня учащихся. Текст, представленный ниже, я использовал с учениками уровня В1 (Intermediate). Текст взят из учебника Outcomes Intermediate Second Edition.
Having seen his Free Hugs campaign attract the attention of the world’s media, Juan Mann wrote a book called The Illustrated Guide to Free Hugs, became a well-known public speaker and published his mobile number online, offering to go out for dinner with anyone who contacted him. In the meantime, however, his then-friend Shimon Moore, who had initially posted the video on YouTube, found his band was getting offered record deals. They moved to Los Angeles and started selling Free Hugs goods at concerts. And that’s where it all went wrong.
Сначала мы читаем текст в первый раз. Параллельно с чтением разбираем незнакомые слова и выражения, если они присутствуют. Затем раздаем ученикам листы бумаги, на которых напечатано следующее:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _’_ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ ’_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _’_ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _ _ — _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ _ _ _ _ _ _ ’_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .
Заметки на полях. Плохая новость — только что я потратил ровно 10 минут, чтобы сделать эти пунктирчики, что идёт вразрез с моим принципом о том, что мои советы НЕ должны удлинять подготовку учителя к занятию. Хорошие новости — 1) это очень расслабляет :), я серьёзно; 2) уверен, что в Сети есть программы, делающие это автоматически, надо просто погуглить; 3) участь замены слов на чёрточки можно разделить с коллегой-энтузиастом, работающим по такому же учебнику с другой группой.
Итак, перед занятием мы заменили все буквы в тексте чёрточками, сохраняя знаки препинания и апострофы. Мы раздаем такой зашифрованный текст каждому ученику, затем читаем текст второй раз и, скорее всего, третий и даже четвёртый раз. Затем ученики проверяют сделанные записи в парах, потом вместе всем классом. Рефрен каждого этапа проверки: исправление типичных ошибок и апгрейд языка с помощью учителя.
Альтернативный вариант Cheating Dictation
После первого прочтения текста раздайте ученикам лист с чёрточками.
- Ученики работают индивидуально, пробуют восстановить текст по памяти.
- Ученики работают в парах, продолжая восстанавливать текст.
- Ученики сверяют тексты в группах по четыре человека.
- Учитель читает текст всему классу, при необходимости дважды.
- Всем классом проверяем текст.
Dictogloss
Название Dictogloss напомнило старый фильм «О чем говорят мужчины»: «А гренка в нашем ресторане называется croûton. Это точно такой же кусочек поджаренного хлеба, но гренка не может стоит 8 долларов, а croûton — может. А дальше ты начинаешь искать хоть какой-то вкус, отличающий этот крутон от гренки. И находишь!» К чему это я? Да к тому, что модный Dictogloss — это форма хорошо известного нам всем изложения. Но писать изложение — это как-то немодно, а работать в технике Dictogloss — круто!
Вы выбираете либо длинное предложение, либо короткий текст. Читаете его один раз без остановок. Ученики делают записи. Цель — записать информацию максимально близко к тексту. Далее вы читаете текст еще раз. Ученики уточняют информацию. В парах или в группах проверяют текст. Затем читают полученные варианты классу и учителю. Роль учителя во время проверки? Верно! Исправляем типичные ошибки, расширяем языковой запас.
Mutual Dictation
Этот тип диктанта для занятий по английскому языку предполагает работу в парах, причем у каждого ученика из пары есть напечатанный текст, в котором пропущены определенные языковые единицы (у каждого — свои). Во время диктанта ученики читают текст по очереди и дополняют недостающие конструкции.
Подготовьте копии текста для ученика А и ученика В по образцу, представленному в иллюстрации (источник — Dictation. New methods, new possibilities. Paul Davis, Mario Rinvolucri. CUP. 1988).
После взаимной диктовки ученики приступают к взаимопроверке. Роль учителя сводится к исправлению типичных ошибок и апгрейду языка с помощью учителя.
Running Dictation
Running Dictation развивает память, помогает улучшить правописание, повторить грамматические и лексические конструкции, способствует формированию навыков чтения и аудирования и, конечно же, делает урок весёлым!
Для организации бегающего диктанта выберите из учебника короткий текст. Я обычно беру тексты, уже знакомые учениками и содержащие языковой материал, который я хочу повторить с учениками. Повесьте копию текста на стену класса (или даже школы).
Разделите учеников на пары или маленькие группы. Ученики должны сидеть относительно далеко от текста, размещённого на стене. Один из учеников бежит к тексту и запоминает его часть.
Затем он бежит к своей команде и диктует фрагмент, который запомнил. Назначенный заранее секретарь группы записывает сказанное. Важно, что диктовать во время бега нельзя, нужно подбежать к своей команде, остановиться и только потом говорить.
Во время игры учитель может хлопнуть в ладоши: это будет означать, что команда должна сменить бегуна.
Победителем является команда, написавшая весь текст первой.
Затем я обычно даю командам текст, и они сами проверяют себя. Коллега из Школы Дмитрия Никитина в Ярославле Екатерина Сергеевна Кислицина, чьё занятие по подготовке к сдаче IELTS я недавно посещал, использует другой продуктивный способ проверки. Она читает текст ученикам, они следят по своему тексту и говорят, когда у них встречаются расхождения с текстом, после чего исправляют ошибку и обсуждают с учителем её причину.
http://nikitindima.name/ten-effective-formats-of-dictations-for-an-english-lesson/?fbclid=IwAR2BD2R5lICsUWhaZAJWk9DR38vLVyPfMetOBYzql6jLyGhFY76irALdN5I
Немає коментарів:
Дописати коментар